Ущелье Сармиш-сай, узбекистан

Петроглифы Сармиш-сай - картинная галерея бронзового века

Урочище Сармыш-сай, расположенное на южных склонах Каратау, в 45 км к северо-востоку от города Навои, является одним из самых известных мест в Центральной Азии с петроглифами. Каратау - один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зарафшанская долина. Природа Сармыш-сай разнообразна, здесь растут разные деревья, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной долина поражает воображение: повсюду растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Ближайший путь к петроглифам Сармиш-сай лежит через Детский оздоровительный лагерь Сармиш. Территория лагеря около 1,5 км. Если экскурсия к петроглифам организована летом, в сезон, когда лагерь забит детьми, по его территории необходимо переходить пешком. В любое другое время года его можно проехать на автомобиле. После лагеря вам нужно преодолеть еще 2 км до пункта назначения.

К сожалению, на этой территории нет хороших дорог. Однако, преодолев весь путь, вы окажетесь в живописном ущелье реки Сармыш, где найдете уникальные археологические памятники каменного, бронзового, раннего железного и средневекового периодов истории.

Размер территории действительно огромен - 20 квадратных километров. Вместе они образуют уникальный культурно-исторический комплекс исторических памятников древнего мира и средневековья.

На сегодняшний день в Сармыш-сае обнаружено более 10,000 тысяч петроглифов. Это очень большая и разнообразная коллекция наскального искусства. Большинство петроглифов расположено в среднем течении Сай (реки). Рядом с петроглифами находятся курганы и священные места.

Ученые-археологи Археологического института Академии наук Республики Узбекистан не исключают, что территория Сармыш-сай была заселена еще в эпоху палеолита (300-15 тысяч лет до нашей эры). В период неолита (VI - V вв. До н.э.) здесь селились племена охотников и рыболовов кельтаминарской культуры. Удобное расположение урочища, наличие пресной воды и большое количество животных превратили Сармыш-сай в удобное место для совершения ритуалов. По мнению археологов, это было место для религиозных церемоний.

Определение возраста петроглифов Сармыш-сая - задача проблемная. Следует внимательно изучить сюжет, стиль, технику нанесения изображений, а также пустынный загар, наложение изображений и многое другое, чтобы назвать хотя бы приблизительную дату. Как сам процесс создания наскальных изображений, так и процесс их исследования - очень сложная и трудоемкая задача.

Петроглифы Сармыш-сай различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь представлены изображения урусов, относящихся к каменному и бронзовому векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, характерном для скифских племен художественного круга (раннее железо IX-II вв. До н.э.). Также в Сармыш-сае встречаются петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козы, верблюды, собаки и так же легко датируются арабские надписи.

Петроглифы каменного и бронзового веков (7-2 тысячелетия до н.э.) - самые древние изображения в Сармыш-сае. В основном это наскальные изображения урусов. Подобные фигуры были обнаружены на территории Азербайджана и Аравийского полуострова. Размер изображений варьировался от 30-40 см до 70-80 см. Многие из этих древних наскальных изображений схожи по технике, поэтому можно предположить, что они были выполнены одним мастером.

Петроглифы раннего железного века отличаются «звериным» стилем, характерным для кочевых племен скифов. В основном на них изображены олени, дикие бараны, лошади, верблюды. Наскальных изображений урусов нет, но есть характерные для кочевников изображения лука и стрел, а также всадников и сцены охоты. В отличие от более древних наскальных рисунков, наскальные рисунки сако-скифского периода меньше по размеру. К тому же их делали разные художники, но мастера очень аккуратно и с большой точностью передавали изображения животных и человека.

Петроглифы более позднего периода более светлые и грубые. Техника наскального изображения довольно проста, но в содержании нет разнообразия, характерного для древних исторических периодов. В основном они изображают домашних животных. Есть также арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Также можно увидеть всадников с кнутом в руке. В отличие от наскальных изображений саков, средневековые петроглифы выглядят схематично. Никакой точности и элегантности в дизайне.

Sarmish-say Gorge, Uzbekistan

Sarmish-say Petroglyphs - the Bronze Age Art Gallery

The Sarmysh-say tract, located on the southern slopes of Karatau, 45 km north-east of the Navoi city, is one of the most famous places in Central Asia with petroglyphs. Karatau is one of the spurs of the Nurata mountains. There is the valley of Zarafshan to the south of the ridge. Sarmysh-say nature is diverse, there grow different kinds of trees, and slopes are covered with dense thickets of shrubs. The valley is a striking sight in spring: tulips, poppies grow everywhere, there are vast expanses of greenery around.

The nearest way to the petroglyphs of the Sarmish-say lays through the Sarmish Children’s Health camp. The territory of the camp is around 1,5 km. If tour to the petroglyphs is organized in the summer, the season when the camp is full of children, the territory of it have to be crossed by foot. At any other season of the year, it can be passed by car. After the camp, you should cover a distance of another 2 km till the point of destination.

Unfortunatelly, this territory is lack of good roads. However, after overcoming all the way, you will appear in the picturesque gorge of the Sarmysh river, where you will find the unique archaeological monuments of the Stone, Bronze, Early Iron and Middle Age periods of history.

The size of the territory of really huge – 20 square kilometers. Together they form a unique cultural and historical complex of historical monuments of the ancient world and medieval times.

By today, over 10,000 petroglyphs were discovered in Sarmysh-say. It is a very large and varied collection of rock art. Most of the petroglyphs are located in the middle reaches of the say (the river). There are burial mounds and sacred places near petroglyphs.

Scientists – archaeologists of the Archaeological Institute under the Academy of Science of the Republic of Uzbekistan not exclude the possibility that the territory Sarmysh-say was inhabited as early as in the Paleolithic era (300-15 thousand years BC). In the Neolithic period (6th – 5th centuries BC) tribes of hunters and fishers of Keltaminar culture settled here. The convenient location of the tract, the availability of fresh water and a large number of animals turned Sarmysh-say into a convenient place for the performance of rituals. According to the archeologists it was a place for religious ceremonies.

The age determination of Sarmysh-say petroglyphs is a problematic task. One should carefully study the plot, style, technique of application images as well as desert tan, overlapping pictures and much more to give at least an approximate date. As the process of creating rock art and the process of their investigation – a very difficult and time consuming task.

Sarmysh-say petroglyphs vary in age, style and plot. Here is a picture of uruses, which are referred to the Stone and Bronze Ages, images of deers, goats in the animal style typical for the Scythian tribes of art circle (early Iron IX-II cent. BC). Also in Sarmysh-say petroglyphs can be found later period relating to the Middle Ages. They depict medieval domestic goats, camels, dogs, and just as easily dated Arabic inscription.

Petroglyphs of the Stone and Bronze Ages (7th -2nd ) millennium BC are the most ancient images in Sarmysh-say. These are mainly rock carvings of uruses. Similar figures were discovered on the territory of Azerbaijan and the Arabian Peninsula. The size of the images varied from 30-40 cm to 70-80 cm. Many of these ancient rock carvings are similar in technique, so that it can be assumed that they were made by one master.

Petroglyphs of the early Iron Age are distinguished with “animal” style typical for the nomadic tribes of the Scythians. Basically, they depict deer, wild rams, horses, camels. There are no rock carvings of the uruses, but there are typical for nomads images of a bow and arrows, as well as horsemen and hunting scenes. In contrast to the more ancient rock carvings, Saka-Scythian period rock carvings are smaller. In addition, they were made by different artists, but the masters very carefully and with big precise transferred the images of animals and humans.

Petroglyphs of the later period are lighter and coarser. The rock carvings technique is quite simple, but the content shows no variety typical for the ancient historical periods. Basically they depict pets. There are also Arabic inscriptions, mixed with ancient images. One can also see horsemen, with whip in hand. Unlike Saks rock carvings, medieval petroglyphs get sketchy. No precision and elegance in design.

Sarmish-say Tours

$8,000 Central Asia Tour by Road

Central Asia Tour by Road

Central Asia Private Tours 0 review(s) 20 days
$6,200 Central Asia Ethno-cultural Tour
$6,000 Central Asia in 2 Weeks

Central Asia in 2 Weeks

Central Asia Private Tours 0 review(s) 14 days
$5,000 Capitals of Central Asia

Capitals of Central Asia

Central Asia Private Tours 0 review(s) 12 days
$3,000 Central Asian Express Tour

Central Asian Express Tour

Central Asia Private Tours 0 review(s) 8 days
$8,000 Five Stans

Five Stans

Central Asia Private Tours 0 review(s) 23 days
$3,500 Central Asia Destinations

Central Asia Destinations

Central Asia Private Tours 0 review(s) 15 days
$6,000 Central Asia on Silk Road

Central Asia on Silk Road

Central Asia Private Tours 0 review(s) 18 days
$2,600 Kyrgyzstan-Uzbekistan Group Tour
$1,600 Uzbekistan-Tajikistan Group Tour
$3,500 Central Asia Group Tour

Central Asia Group Tour

Central Asia Tours Group tours 0 review(s) 14 days
$1,500 Trecking Tour to Ala-Kul Lake
$1,500 Kyrgyzstan Mountain Trekking Tour
$1,500 Tour to Khan-Tengri and Pobeda
$1,000 Kyrgyzstan Winter Tour

Kyrgyzstan Winter Tour

Mountain Tours Kyrgyzstan 0 review(s) 6 days
$120 Ala-Archa Gorge and Bishkek Tour

Ala-Archa Gorge and Bishkek Tour

Day Tours 0 review(s) 1 day
$150 Uzgen Tour

Uzgen Tour

Day Tours 0 review(s) 1 day

Map of Sarmish say